Домой Назад
Oshino Hakkai Oshino Hakkai

Японский театр Занимайте места и наслаждайтесь представлением

 

(© Фотография предоставлена компанией SHOCHIKU)

Все формы театрального искусства Японии

Традиционный японский театр — красочное и завораживающее сочетание драмы, музыки и танца. Его корни уходят в глубь веков, а ЮНЕСКО признала его нематериальным культурным наследием человечества. По всей стране дают представления сотни театров.

В 2008 году в список ЮНЕСКО были внесены первые виды японского исполнительского искусства — Кабуки, Но, кёгэн и бунраку. Это подчёркивает их важность для японской истории и национального театрального искусства.

 

 

Что такое Кабуки?

Кабуки — пожалуй, самая известная разновидность японского театрального искусства. Она зародилась в начале XVII века в Киото. По легенде, исполнение драматических танцев в новом стиле начала прислужница Великого храма Идзумо. Её представления привлекли внимание, и танцовщицу пригласили выступить при императорском дворе.

Высочайшее одобрение новаторского представления привело к появлению конкурирующих трупп. Кабуки стал женским исполнительским искусством, в котором сочетаются драматизм и танцевальное мастерство. Вскоре он добрался до Эдо (современного Токио), и посещение театров Кабуки вошло в обычай: здесь давали представления и демонстрировали последние новинки моды и стиля.

Тем не менее, к концу века женщинам запретили выступать на сцене. Все роли в представлениях были отданы мужчинам. Актёров, которые играли женщин, называли «оннагата».

 

Расцвет Кабуки

Золотой век Кабуки продлился свыше 160 лет, начиная с 1673 года. В это время были определены структура и стиль его представлений, закрепились основные типажи персонажей.

Сюжеты Кабуки во многом навеяны историческими событиями и этическими конфликтами. Актёры — некоторые из них не менее популярны, чем западные поп-звёзды — монотонно произносят текст под аккомпанемент музыкальных инструментов.

 

Внутри театра «Минамидза», Киото ©SHOCHIKU

В крупных японских городах немало специализирующихся на Кабуки театральных площадок — «Кабукидза» и Национальный театр в Токио, театр «Минамидза» в Киото, прежней столице Японии, и другие. На главных площадках установлены мониторы или информационные устройства: на экраны выводятся сюжетные пояснения и комментарии на английском языке.

 

Представления марионеток — продвинутая форма японского театрального искусства

Кукольные спектакли

Японский кукольный театр бунраку признан одной из самых сложных форм исполнительского искусства в мире. Одним персонажем могут управлять до трёх актёров.

Точность движений марионетки, правдоподобная походка, идеальная согласованность действий персонажей, искусство рассказчика и музыкальное сопровождение — всё это совершенствовалось на протяжении поколений.

Представление бунраку было впервые дано в Осаке в 1684 году. В этих спектаклях один кукловод управлял ногами главного персонажа, другой — левой рукой, а третий — головой, лицом и правой рукой. Актёру бунраку требуется около десяти лет постоянной практики, чтобы марионетка под его управлением начала ходить как человек, и ещё десять лет — чтобы научиться двигать её левой рукой. Только после этого можно переходить к лицу и голове. Кукловоды часто появляются на сцене в чёрных масках. Им помогает таю — актёр, который озвучивает всех персонажей и выступает рассказчиком.

Последний, но не менее важный компонент представления — музыкальное сопровождение. Обычно это сямисэн с аккомпанементом полного оркестра флейт сякухати, струнный инструмент кото и иногда барабаны тайко.

Иностранные туристы обычно посещают Национальный театр бунраку в Осаке и Национальный театр в Токио. Отдельные представления здесь можно смотреть с помощью аудиогида, который переводит стихи и диалоги на несколько языков.

 

Живая музыка — важная часть театрального представления

Но и кёгэн

Жанры Но и кёгэн дополняют друг друга.

Но — самая старая, более серьёзная форма японского театра. Её название происходит от слова, означающего «мастерство, талант». В спектаклях Но значительную роль играет музыка. Главный актёр во время представления носит маску, которая помогает раскрыть детали его истории. Представления кёгэн изначально давались в перерывах между актами, они строятся на диалогах и комических элементах. Вместе Но и кёгэн были известны как театр ногаку.

История театра Но началась в VIII веке, однако современную форму обрела в XIV веке благодаря актёру и сценаристу Каннами и его сыну Дзэами. Многие из написанных ими пьес сегодня составляют важную часть репертуара Но, который включает около 250 сюжетов.

Театр Но процветал на протяжении эпохи Эдо (1603–1867) и даже ещё раньше. Феодальные правители по всей стране поддерживали собственные труппы и сами изучали театральное искусство. В эпоху Мэйдзи (1868–1912) Но впал в немилость и сохранился благодаря тому, что многие актёры пользовались поддержкой частных покровителей. Сегодня он вновь популярен и признан важной составляющей национального наследия Японии.

Пьесы Но делятся на пять категорий: о богах, воителях, прекрасных женщинах, разных сущностях и демонах. Традиционно программа представлений Но, занимающая целый день, начиналась с ритуального выступления Окина-Самбасо. Затем следовали пьесы всех названных видов, а между ними разыгрывались сценки кёгэн.

Спектакли Но обычно продолжаются очень долго. Летом в провинциальных городах нередко проводят сокращённые представления на открытом воздухе. Национальный театр Но в Токио и аналогичные учреждения в Осаке и Нагое регулярно дают спектакли, причём многие из них идут с переводом. У различных школ Но есть собственные постоянные площадки, в том числе в Киото и Наре. По всей стране проходят представления муниципальных театров и театров префектур, хотя лишь немногие из них предлагают перевод для иностранных зрителей.

 

Гейши и майко владеют искусством исполнения традиционной музыки и танцев

Все виды исполнительского искусства

Гейши и их ученицы майко принимают участие в музыкальных и театральных представлениях в чайных домах и на специализированных площадках — таких как Гион Хатанака в районе Гион в Киото. Они выступают и на общественных мероприятиях в разное время года. В Национальном театре в Токио, а также на различных церемониях в храмах и святилищах можно послушать дворцовую музыку гагаку.

В начале XX века стало популярно современное японское драматическое искусство, в том числе сингэки — экспериментальная адаптация западных театральных традиций. После войны пьесы стали более сложными: многие принципы классического Но и Кабуки сочетаются в них с современными западными театральными формами.

Была ли эта информация полезной?

А ещё...