Домой Назад
Oshino Hakkai Oshino Hakkai

Кэнго Кума и «новая волна» в японской архитектуре [PR] Японская изобретательность и связь с природой и традициями

 

© JAPAN SPORT COUNCIL (фото)

Японская архитектура как символ единения с природой и окружением

Cинтоизм — японская форма анимизма, связывающая воедино всё живое. Дзэн-буддизм делает акцент на пространстве и простоте. Эти религии всегда оказывали большое влияние на японское зодчество. Мировые течения от модернизма до брутализма также повлияли на развитие архитектуры в Японии, но многие современные японские дизайнеры вернулись к истокам, сделав упор на натуральные материалы, экологичность и возврат к традициям.

Серия выставок Japan Cultural Expo была посвящена взаимоотношениям японцев и природы, синергии искусства и архитектуры с традициями и окружающей средой. Посетителей ждал экскурс в работы современного японского архитектора Кэнго Кумы.

 

© JAPAN SPORT COUNCIL (фото)

Традиции и инновации

В 2020 году одним из самых обсуждаемых в мире сооружений стал новый Национальный стадион, построенный к Олимпийским играм в Токио, позднее перенесённым на 2021 год. Архитектурное бюро Kengo Kuma & Associates, Taisei Corporation и Azusa Sekkei вместе проектировали сооружение, которое воплотило бы дух экологически устойчивого развития. Результатом стал проект, где инновации XXI века слились с традиционным японским дизайном.

Как и многие его современники, Кума в своих работах отдаёт предпочтение природным материалам — особенно дереву. Натуральное, дышащее, гибкое, оно на протяжении тысяч лет было ключевым элементом японского дизайна. Естественные материалы и традиционные ремёсла стали темой выставки «Архитектура Японии: традиционная обработка природных материалов». Она должна была пройти на нескольких площадках, включая Токийский национальный музей, открытие было запланировано на конец 2020 года.

Для отделки стадиона использовалась древесина из всех префектур Японии — Кума буквально объединил всю страну под одним куполом.

По словам Кумы, на решение с горизонтальными балками и открытыми колоннами его вдохновила 1300-летняя пагода в храме Хорю-дзи, которая считается самым древним деревянным зданием в мире. Деревья, окружающие храм Дзингу, стали примером для оформления прилегающей к стадиону территории. Хотя здание огромно — стадион рассчитан на 68000 зрителей — оно не доминирует над ландшафтом района. Следуя традиционным принципам японского дизайна, оно должно находиться в гармонии с окружающей средой.

 

Строительство Олимпийского стадиона в Токио

Благодаря новому Национальному стадиону о Кэнго Куме узнали все. Он родился в 1954 году и решил стать архитектором ещё в 10 лет, увидев Национальный дворец спорта Ёёги, который Кэнзо Тангэ спроектировал для Олимпийских игр 1964 года. После получения образования в Токио Кума путешествовал по Сахаре, изучая архитектуру коренных народов Африки и способы решения экологических проблем в деревнях. Затем он переехал в Нью-Йорк как приглашённый профессор в университете Колумбии.

Теперь у него есть собственное международное архитектурное бюро Kengo Kuma & Associates. Проекты полны стремления достичь естественного слияния объекта с культурным и естественным окружением. Например, недавно было завершено строительства музея Мэйдзи-дзингу, который перекликается с обликом ближайшего святилища. Поразительный экстерьер Музея Виктории и Альберта в Шотландии напоминает о характерной для этих мест сухой кладке. Все проекты Кумы направлены на уважение к окружающей среде и местным культурным традициям.

В своих работах он стремится выбрать подходящий масштаб зданий и старается найти новые материалы на замену традиционным для города бетону и стали. Зачастую Кума привлекает столяров-ремесленников, работающих в традиционном стиле дзигоку-гуми, к созданию своих сложных взаимосвязанных конструкций. В 2020 году в Национальном музее современного искусства Токио должна была состояться масштабная выставка Кэнго Кумы, призванная познакомить широкую аудиторию с его философией работы в гармонии с окружающей средой. Выставка должна была пройти с 17 июля по 25 октября 2020 года в Национальном музее современного искусства в Токио (информацию можно найти на веб-сайте музея).

 

Слева: статуэтки Никко Босацу (Sūryaprabha) и Гакко Босацу (Candraprabha), период Камакура (XIII век), храм Саймё-дзи в префектуре Сига. Справа: Архитектор Цуёси Танэ, Эстонский национальный музей, 2006–2016 © Такудзи Симмура | Фото любезно предоставлено DGT


Назад в будущее

Самобытный язык японской архитектуры формировался на протяжении долгих веков. За это время изменилось и общество, и технологии, но многие ключевые принципы остались прежними. Как и прежде, на нашу жизнь влияют времена года и природные катаклизмы: землетрясения, тайфуны, извержения вулканов. Глубокое уважение к природе и любовь к натуральным материалам по-прежнему характерны для жителей Японии. Традиционные мотивы, хорошо известные всем по храмам и японским домикам-матия, сейчас переосмысливаются в духе современности, и прошлое оживает в новом.

Крупная выставка в Национальном центре искусств в Токио должна была представить взаимоотношения традиций и современности через искусство, архитектуру и многое другое. «Беседы вне времени 2020: Голоса японских искусств прошлого и настоящего» показали бы связь между шедеврами классического японского искусства и работами восьми современных художников и дизайнеров. Основная идея выставки —  художественное и духовное родство между произведениями древней эпохи и нынешнего времени. Подробности найдёте на веб-сайте музея.

Архитектор Цуёси Танэ, родившийся в 1979 году, называет свои работы «археологией будущего». Его здания помогают людям ощутить историю и дух места, где они построены. Одна из его экспозиций — статуи двух бодхисаттв, сияющего Никко Босацу, изгоняющего тьму с помощью света, и Гакко Босацу, который усмиряет тревогу, — олицетворение того, что нужно нам в современной жизни. Танэ увидел эти статуи во время визита в храм Саймё-дзи в Сиге и обнаружил, что эти темы перекликаются с тем, над чем он сам работал много лет. В итоге он решил создать пространство, где зрители смогут в тишине глубже проникнуть в суть понятий «время и свет» и «память о прошлом» перед лицом древних святых.

 

Кэндзо Тангэ: архитектор Токийской Олимпиады

Японская и международная архитектура тесно связаны и вдохновляют друг друга: от Национального музея западного искусства, созданного Ле Корбюзье в 1959 году в Токио, до La Bourse de Commerce, построенного по проекту Тадао Андо в 2019 году в Париже. Одним из гигантов международной архитектуры стал Кэндзо Тангэ (1913–2005). Стиль Тангэ сочетает в себе традиционность с модернизмом, а сам он — пионер движения метаболистов, которое рассматривает города и структуры в постоянном развитии, как живой организм.

Один из самых известных проектов Тангэ — Национальный дворец спорта Ёёги  в Токио, построенный для проведения соревнований по плаванию и прыжкам в воду в Олимпийских играх 1964 года. Элегантный арочный подвесной потолок сооружения, напоминающий о соборе, говорит о том, что это здание — храм спорта. В национальном дворце спорта Ёёги также должны были пройти соревнования по гандболу на Олимпийских играх 2020 года и по регби и бадминтону — на Паралимпийских. Ещё одна достопримечательность работы Тангэ — настоящий собор Святой Марии в Токио, построенный также в 1964 году.

Работы Тангэ вдохновили целое поколение архитекторов, в том числе Кэнго Куму.

 

Где можно увидеть современную архитектуру Японии

Многие из впечатляющих зданий, которые можно встретить по всей стране, находятся в центре Токио. Те, кто действительно интересуется вопросом, могут посетить Национальный музей современной архитектуры в Уэно, где ежегодно проводятся несколько выставок.

Обязательно осмотрите классический образец архитектуры метаболизма — Капсульную башню Накагин в Гиндзе, построенную по проекту Курокавы Кисё в 1972 году. Внутрь здания попасть не получится, но и фасад производит неизгладимое впечатление.

В Токио также много примеров работ знаменитого японского архитектора Кэнго Кумы, в том числе музей Нэдзу в Аояме и культурно-туристический справочный центр в Асакусе. Оба этих здания отражают синтез традиционной архитектуры Японии и окружающей среды.

Ещё один образец дизайна, вдохновением для которого послужила природа, — магазин Tod’s в Омотэсандо, построенный по проекту Ито Тоё в 2004 году. Фасад здания представляет собой стилизованное сплетение ветвей японских вязов, растущих на этой улице.

В связи с эпидемией СOVID-19 многие музеи временно закрыты до дальнейших распоряжений. Пожалуйста, проверяйте актуальную информацию на веб-сайтах музеев.

Была ли эта информация полезной?

А ещё...

  • ГЛАВНАЯ
  • Путевые заметки и советы
  • Кэнго Кума и «новая волна» в японской архитектуре [PR]