История онсэнов

Японцы верят: история горячих источников на их островах древнее истории местных жителей. Первыми в онсэнах грелись и лечились боги, сошедшие с небес. Так гласят легенды. Учёные же предполагают, что термальные воды на современных курортах бьют из земных недр уже десятки тысяч лет. Первые упоминания об онсэнах — Дого, Сирахама, Арима — встречаются в письменах «Кодзики», «Нихон сёки» и «Фудоки», а это VII—VIII века. В «Описании обычаев земли Идзумо» как самый древний упоминается Тамацукури — созидающий душу, дарящий совершенство.

В более позднем сборнике стихов «Манъёсю» горячие источники встречаются всё чаще, география расширяется. Кроме приятно прогревающих свойств им приписывают и сакральные. Перед посещением священных гор паломники очищаются не только телом, погружая его в горячие воды, но и душой, находящейся по японским представлениям… в животе, съедая приготовленную на парах источника еду и сваренный на термальной воде рис.

Постепенно японцы начинают подмечать и лечебный эффект онсэнов. Ванны и купели исцеляют некоторые болезни, поднимают тонус, придают коже нежность и упругость, возвращая молодость и красоту.
С конца XII века термальные источники наряду с аристократией облюбовали самураи. Летописи сохранили названия самых популярных: Атами, Икахо, Кусацу. В средневековой Японии, раздираемой междуусобными войнами феодалов-даймё, сражающихся с соседями, онсэны приобретают статус имущественной ценности, достояния землевладельцев. Но понежиться в целебных источниках на землях соперника как-то не получалось. Появляется понятие «какусию» — «спрятанный от посторонних глаз онсэн», место, где воины залечивали раны. Названия местностей зашифровывают, чтобы враги не узнали.

Предприимчивые торговцы начинают собирать пакетики с минеральными солями известных источников для тех, кто не может добраться к онсэнам сам. Традиция эта жива до сих пор: в большинстве онсэнов можно приобрести наборчики с минеральными солями, идентичными самому источнику. Конечно, в полной мере состав воспроизвести не получается, водопроводная вода не нейтральна. Но расслабляют такие домашние ванны отлично!

Воды некоторых онсэнов порой губительны. В пору борьбы с христианством на острове Кюсю тех, кто не отрекался от новой веры, заживо варили в горячих источниках Ундзэн. Подобные эпизоды есть в фильме Мартина Скорсезе «Молчание» (2016), снятом на основе одноимённого романа японского писателя Сюсаку Эндо (1923—1996).

XVII век приносит Японии мир и спокойствие: страна объединена под управлением могущественного сёгуната — военного клана Токугава. Положен конец междоусобным войнам, для безопасности путешествий (и, конечно же, контроля над всеми странниками) на дорогах создаются охранные посты, где путники могут отдохнуть. Многие из таких застав строятся на горячих источниках: Икахо, Хаконэ, Фукурода... Странствуют торговцы, паломники, самураи, знатные феодалы, а также люди творческие. Именно благодаря художникам и поэтам становятся известны даже самые отдалённые онсэны.

На термальные источники устремляются не только знатные вельможи и отважные воины, но и простолюдины. Растёт число рёканов — гостиниц со своим онсэном. Те же, кто не может позволить себе дорогого проживания, идут в онсэн «одним днём», оплачивая лишь посещение источника. Появляются первые путеводители. В одном из таких упоминается уже около сотни онсэнов!

В середине XIX века закончилась более чем двухвековая изоляция Японии от внешнего мира. Иностранцы начали открывать для себя новую удивительную страну, японцы стали постигать европейские науки и умения.
Знания в медицине стали перенимать у передовой в этой отрасли Германии, активно приглашая на острова профессоров немецких университетов. Одним из таких учёных был Эрвин Бальц, названный отцом научного подхода изучения японских горячих источников. Благодаря ему традиция посещения онсэнов не только не угасла в порыве отказа от всего старого, но, наоборот, укрепилась, привлекая и иностранцев. В 1880 году выходит «Исследование минеральных вод Японии». Автор Бальц призывал изучать и развивать онсэны, которыми так богата страна. Прислушавшись к учёному, правительство с 1886 года начинает выпускать «Альманах минеральных вод Японии».

В индустрию отдыха на горячих источниках начинает вкладываться бизнес. Теперь в онсэны едут не только подлечиться, но и просто отдохнуть, расслабиться после тяжких будней. Строятся комплексы зданий на водах, всё больше богатых японцев приобретают виллы на термальных курортах.

До середины XX века развитие туризма на источниках идёт неравномерно. Самые популярные
и доступные процветают, многие периферийные остаются незаметными. Развитие железных дорог меняет ситуацию. Экономический подъём второй половины XX века делает дальние поездки общедоступными. Сеть скоростных дорог стимулирует автобусные туры. К середине 60-х годов прошлого века начинается бум онсэнов. Отдыхать ездят и большими группами коллег, и шумными дружескими компаниями, семьями. Предлагаются туры для женщин. Поездка на источники для них — попытка омолодиться и оздоровиться, отдохнуть от работы и домашних обязанностей. Растёт число элитных, дорогих заведений. Всё больше японцев позволяет себе беспечный релакс на водах. Деньги на онсэны тратятся с удовольствием.

Архитектура рёканов — отелей на горячих источниках — меняется. Появляется множество бетонных зданий, что в то время считалось признаком новейших тенденций. Центры горячих источников из лечебных и рекреационных переходят в туристические. Рядом с термальными курортами возникают сады, тематические парки, музеи, места для семейного отдыха с детьми. Из тихих уединённых мест онсэны превращаются в многолюдные популярные курорты. Ощущение близости природы, впрочем, никогда в Японии не теряется.

Сегодня число онсэнов, к сожалению, сокращается. Впрочем, для туристов это неплохо: теперь отельерам важно выделиться особо изысканной местной кухней, знаменитым японским сервисом омотэнаси, креативными развлечениями. Но комфорт не может идти вразрез с всепоглощающей атмосферой тишины и умиротворения рёкана на онсэнах.

Прогресс и супертехнологии нашего тысячелетия проникают и в онсэнный бизнес. Появляются рёканы в европейском стиле — с креслами и кроватями. Не исключено, что вскоре на ресепшне традиционной японской гостиницы вас встретит… робот-портье. Хорошо ли это? Время покажет.