Домой Назад
Oshino Hakkai Oshino Hakkai

Японская керамика Богатейшее наследие гончарного ремесла

 

Глиняная посуда как отражение японской истории

Полупрозрачная глазурь застыла неровными потёками на шершавой поверхности чашки. Розоватые брызги рассыпаны по белоснежной основе...

Это изделие названо «Цветущая сакура на снегу». Его создал мастер из Сигараки — общины в префектуре Сига. Название «Сигараки» уже стало синонимом изящной японской керамики. Японские гончары сочетают здесь традиционные и современные техники.

По всей Японии разбросаны десятки городов, для которых характерны собственные стили гончарного ремесла, но все они восходят к древним традициям изготовления горшков периода Дзёмон (14 000–300 годы до нашей эры).

 

Традиционная японская печь для обжига

Долгая история

В III–IV веках гончары строили туннельные обжиговые печи анагама на склонах холмов. В некоторых городах ремесленники до сих пор производят керамику таким же способом.

Простая зелёная глазурь из свинца по китайской технологии времён династии Тан начала использоваться в Японии в период Хэйан (794–1185). В регионах Камуи, Ацуми и других появились свои стили в этой технике.

Неглазурованная керамика оставалась популярной в период Камакура (1185–1333 года). Её производили в шести городах «старых гончарных печей»: Сигараки, Тамба, Бидзэн, Токонамэ, Этидзэн и Сэто. Технологии и манера исполнения в основном испытывали влияние Китая, Кореи и Вьетнама.

 

Глиняная посуда была популярна в конце XVI века

Керамика для чайной церемонии

На период Сэнгоку в конце XVI века в Японии приходится расцвет буддизма. В гончарном деле в результате вспыхнула мода на простую глиняную посуду — в противовес богато украшенному и утончённому китайскому фарфору. Мастера чайных церемоний отдавали предпочтение грубоватым и неглазурованным чашкам, таким как посуда в стиле раку.

Открытие месторождения фарфорового камня около Ариты на острове Кюсю примерно в то же время привело к появлению первого японского фарфора. В результате гончарное ремесло разделилось на два направления. Первое — нарочито грубая и простая, асимметричная посуда, символизирующая ваби-саби — принятие быстротечности и несовершенства. Второе — тонкий фарфор идеальных форм и изящных цветов.

 

Бело-голубой фарфор пользовался большим спросом с середины XVII века

Мировое признание

Открытие торговых границ привело к резкому росту производства фарфора на экспорт. Бело-голубой фарфор высоко ценился в Европе с середины XVII века.

Начало периода Мэйдзи в 60-х годах XIX века привело к значительным изменениям в японском обществе. Государство взяло курс на вестернизацию, и это повлияло на традиционные искусства и ремёсла. Мастера, которые посвятили жизнь керамике, лишились основных покупателей. Гончарное дело утратило популярность и сохранилось лишь в отдельных местах.

 

Современное признание

Янаги Соэцу — философ и основатель движения Мингэй в поддержку народных промыслов. Он вложил немало сил в сохранение и возрождение культурного наследия страны: собирал и восстанавливал керамическую посуду, от которой избавлялись простые люди в период урбанизации Японии. В 1936 году Янаги Соэцу основал Японский музей народных ремёсел.

Сегодня японская керамика переживает новый период возрождения. Люди вновь ищут уникальные предметы искусства, а не фабричную безупречность, стремятся к необычному вместо утилитарного. Гончарные мастерские предлагают посетителям лично попробовать создать керамическое изделие уникальной формы.

 

Керамика некоторых регионов Японии имеет отличительные особенности

Японские стили керамической посуды

Самая известная японская керамика производится в деревне Имбэ в районе Бидзэн префектуры Окаяма. Посуда в деревенском стиле из этого городка впервые привлекла всеобщий интерес в XIV веке и достигла небывалой популярности к XVI веку.

Бидзэн-яки не покрывают глазурью — её терракотовые поверхности носят следы золы после обжига в дровяных печах.

 

Керамика в китайском стиле

Город Арита известен и традиционным фарфором с бело-голубым рисунком, и керамикой в более современном стиле. Он опирается на китайские традиции, но использует более яркие цвета и сложные формы.

В конце XVI века гончары из города Хаги префектуры Ямагути обратились за вдохновением к корейскому фарфору, когда местный феодал заказал у них посуду для своих личных чайных церемоний и подарков. С тех пор местные изделия из тонкого фарфора имеют естественные формы и расписаны простыми приглушёнными красками, чтобы зелёный чай маття смотрелся в них особенно выигрышно.

 

 

Посуду из Кутани можно узнать по сложной декоративной росписи. Местный стиль восходит к появлению печей для обжига в префектуре Исикава в середине XVII века. До 30-х годов XVIII века в Кутани создавали посуду в тёмно-зелёных, синих и жёлтых тонах. Эти ранние изделия почти не сохранились. Производство возобновилось в первом десятилетии XIX века. С тех пор яркие замысловатые узоры создаются техникой надглазурной росписи.

Фарфор из Тобэ в префектуре Эхимэ на острове Сикоку тоже имеет характерный стиль. Властитель области Одзу нанял гончаров в 1777 году. Так здесь зародилось производство бело-голубой посуды. Для глазурованного фарфора из Тобэ характерно более толстое основание, а рисунки в разных оттенках синего создаются лёгкими движениями кисти по белой глазури.

 

Музей керамики Кюсю и Музей керамического искусства Арита

Самостоятельное творчество

Растущий интерес к гончарному делу побудил керамистов приглашать посетителей на мастер-классы, где те могли бы попробовать свои силы в этом ремесле.

Музей керамики Кюсю и Музей керамического искусства Ариты на острове Кюсю знакомят посетителей с историей посуды из Ариты и демонстрируют потрясающие экземпляры этой всемирно известной керамики. Ряд мастерских в окрестностях открыты для посетителей.

Гости города Масико в префектуре Тотиги могут прогуляться по улице Дзёнайдзака-дори. Там в тридцати с лишним гончарных мастерских выставлена готовая посуда в местном стиле. Начинающие могут самостоятельно изготовить миску, кружку или поднос в одной из таких мастерских. Обжиг в печи потребует времени, но впоследствии изделие отправят вам по почте.

 

Современная керамика Toto Ltd. и посуда Noritake

Современная керамика

Японская керамика всемирно известна и сегодня — например, благодаря таким компаниям, как Noritake, производителю посуды. Фирма Toto (от слов «Тоё Токи», что означает «Восточная керамика») производит высококачественную сантехнику для туалетов и ​​ванных комнат, которую ценят во всём мире. Японские гончары остаются неотъемлемой частью современного художественного сообщества.

 

Самую свежую информацию уточняйте на официальных сайтах

Была ли эта информация полезна?

А ещё...